Тратить – не копить. Что происходит с финансовым поведением россиян

Российские потребители меняют модель поведения – вместо сбережений соотечественники предпочитают тратить. Во-первых, кредиты стали доступнее. Во-вторых, вклады уже не приносят того дохода, как пару лет назад.

Финансовое поведение россиян меняется — соотечественники перестают копить деньги, предпочитая их тратить. К такому выводу пришли специалисты Центробанка. Как говорится в докладе регулятора о денежно-кредитной политике, норма сбережений населения вернулась к уровню 2013 — 2014 годов. Тогда же в России фиксировался рост закредитованности. Судя по статистике, закредитованность растет и сейчас.

Выросли доходы, выросли кредиты

В Центробанке ожидают, что в этом году россияне увеличат расходы на 3,8 — 4,3%. Модель финансового поведения соотечественников изменилась из-за роста доходов и подорожания нефти. По этой причине потребители считают нынешний момент благополучным для совершения крупных покупок, в том числе с помощью кредитных средств — граждане вновь обратили внимание на займы. 

Долговые грабли. Что мы не знаем о кредитах?

Кредитная нагрузка в России действительно растет. Так, в апреле, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), средний размер потребительского кредита увеличился почти на треть — на 28,7%. Объем выданных займов, по сравнению с мартом, вырос на 9,85%. 

Специалисты фиксируют стабильное увеличение размера потребительского кредита: в январе он составлял 146,5 тысяч рублей, в феврале — 155 тысяч рублей, в марте — 162,5 тысяч рублей. 

Любопытна и другая статистика. По данным компании «Домашние деньги», средний долг россиянина вырос до размера средней пятимесячной зарплаты — по итогам прошлого года показатель составил 163 тысячи рублей, а уровень закредитованности вырос на 11%. 

Популярность кредитов обусловлена снижением ставок. Если два года назад средняя ставка по потребительскому займу составляла 16 — 17%, то сейчас можно оформить кредит под 12 — 13% годовых. 

Центробанк понизил ставку. Что теперь будет с рублем, вкладами и кредитами?

С другой стороны, к потреблению соотечественников подталкивают низкие ставки по вкладам. На эту проблему недавно обращала внимание глава ЦБР Эльвира Набиуллина. В регуляторе обеспокоены возможностью ряда банков занижать ставки по депозитам. «Речь, скорее, идет о механизмах, каким образом обеспечить справедливую конкуренцию на рынке получения вкладов. Нас беспокоит, что действительно некоторые банки здесь как бы говорят: «Мы будем демпинговать, и, пользуясь своим статусом, привлекать средства по достаточно низким уровням». 

Средняя ставка российских банков, входящих в топ-100, составляет 6,27%, свидетельствуют данные ЦБР. Это минимум за всю историю наблюдений регулятора, с середины 2009 года. 

И если Банк России продолжит снижать ключевую ставку, средний процент по депозитам будет снижаться дальше. 

В магазин — за акциями

В первом квартале этого года на 6% сократилась доля соотечественников, экономящих на продуктах питания. По данным экспертов Sberbank CIB, таких россиян 64%. Меньше стало и тех граждан, кто при выборе товара ориентируются на более низкие цены: с 73% до 71%.

В исследовании «Потребительского индекса Иванова» («Ивановыми» специалисты считают представителей среднего класса) отмечается, что чаще всего россияне экономят, пользуясь акциями, скидками и т. п. На них «подсели» 59% респондентов. До абсолютного рекорда подскочило число соотечественников, посещающих магазины «исключительно» ради рекламных предложений: их 49%.

Призрачная экономия. Как нас обманывают скидки и акции в магазинах

«Мы считаем, что российские потребители стали в некотором роде зависимы от рекламных предложений. Это происходит не только из-за спроса, но и из-за предложения», — отмечается в исследовании.

В первом квартале среднестатистический россиянин тратил 38,1% своих доходов на еду, в прошлом году — 37,7%. Как отмечают эксперты, к стандартам расходов, какие были в 2013 году, россияне возвращаться не собираются. Если зарплату представителю среднего класса поднимут на 1000 рублей, то на еду он потратит только 18% дополнительного дохода, 14% — на одежду и товары для дома (сейчас — 16% от дохода), 13% — направит на накопления (сейчас — 7%).

Любопытно, что снижение числа экономящих на продовольствии граждан в начале года зафиксировал исследовательский холдинг «Ромир». В материалах социологов говорится, что население адаптировалось к экономическому кризису и научилось отказываться от радикальных способов преодоления финансовых сложностей. Если в 2016 году число соотечественников, готовых экономить даже на продуктах первой необходимости, составляло 66%, то в декабре 2017 года — всего 48%.

«В конце 2017 года восприятие россиянами экономической ситуации в стране значительно изменилось, причем в лучшую сторону. По состоянию на конец прошлого года о своем ощущении, что страна пребывает в кризисе, заявили 40% респондентов, тогда как в начале 2016 года таких ответов насчитывалось 71%», — подчеркивается в исследовании.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: